Спарта: экскурсия по древнему городу




Спарта: экскурсия по древнему городу

Древняя Спарта неизбежно ассоциируется с воинской доблестью, великими победами и суровой жизнью ее жителей. Однако чем больше история этой древней державы зажигает наше воображение, тем сильнее будет наше разочарование, когда мы дойдем до ее руин, окруженных живописным горным пейзажем. Собственно, от города ничего не уцелело, жители которого трепетали все соседи и дальние соседи. На небольшом холме, среди оливковых деревьев, из земли торчат только отдельные остатки зданий, большинство из которых относятся к временам Римской империи.

Однако это не означает, что следует избегать Спарты. Если мы посетим близлежащую Мистру ( которую мы рекомендуем, потому что это одно из величайших сокровищ Пелопоннеса), также стоит посетить Спарту на мгновение, чтобы лично убедиться, как мало осталось от легендарной родины Леонида .

История и мифы

Менелай и Елена

Одной из первых ассоциаций со Спартой являются судьбы двух героев гомеровской Иллиады — спартанского царя Менелая и его красивой, но неверной жены Елены , чей роман с Парижем привел к началу Троянской войны , которая велась на протяжении десяти лет. годы.

Величайший военный поход ахейцев (так называли тогда греков) возглавил Агамемнон, царь Микен и брат Менелая. В конце концов, Троя была покорена обманом, и Менелай, увидев неизменную красоту своей супруги, простил ей все предыдущие грехи и забрал ее домой.

Елена была одной из самых красивых женщин своего времени, и многие женихи боролись за ее руку. Согласно мифологии, ее отцом был сам Зевс, высший из богов. Он должен был соблазнить и оплодотворить Леду, греческую принцессу, в образе лебедя, и Хелен, рожденная из яйца, была плодом этой любви. Мотив Леды и Лебедя неоднократно появлялся в европейском искусстве — одним из самых известных примеров является утраченная картина Леонардо да Винчи в стиле эпохи Возрождения.

Однако стоит подчеркнуть, что гомеровская Спарта, то есть город-дворец, существовавший во время микенской культуры, не имела ничего общего с более поздней Спартой, которая считала дорийцев своими предками. Тем не менее есть указания на то, что родина Менелая могла быть поблизости.

В нескольких километрах к юго-востоку от древней Спарты, на скалистом холме пророка Илии (во времена архаической Греции называвшимся Ферапна ), находятся руины храма Менеладжон (координаты: 37.065828, 22.453512), где поклонялись Менелаю и Елене. Легендарная королева имела статус богини и боготворилась жителями Спарты, которые забрались в ее святилище, желая попросить в подарок прекрасное потомство. Настоящие останки датируются примерно V веком до нашей эры, но, по словам географа II века Павсания, первоначальное святилище было построено намного раньше, и греки его времени даже считали, что это место захоронения Елены и Менелая.

Интересно, что в нескольких шагах к востоку от святилища были обнаружены руины обширных построек микенской эпохи (датируемые 15-14 веками до нашей эры ), которые теоретически могли принадлежать дворцовому центру легендарного царя.

Рождение архаичной Спарты

Историческая Спарта (также известная как Лакедемон ) была основана дорийцами в IX или X веке до нашей эры. Таким образом, она не имеет ничего общего с ахейцами, описанными Гомером, и, более того, сами спартанцы считали, что только потомки дорических захватчиков могли быть полноправными гражданами своей Родины.

Спарта была основана на правом берегу Еврота (река, ныне известная как Евротас ), в узкой долине, со всех сторон окруженной крутыми горными хребтами Тайгета. Изначально это был даже не однородный политический организм — он состоял как минимум из четырех поселений, два из которых доминировали над остальными. Только последующее воссоединение сделало Спарту самым могущественным сообществом во всей Лаконии. Одним из долгосрочных последствий этого объединения было то, что в Спарте было два потомственных военачальника, известных как короли.

Спартанцы приняли олигархическую модель правления (два короля заботились об армии, а власть осуществляла герусия, то есть совет старейшин) и построили милитаризованное общество, которым восхищаются по сей день. Благодаря эффективности своей пехоты, сражавшейся в боевом порядке, называемом фалангой, они были величайшей силой греческого архаического периода и к 7 веку до н.э. они покорили все поселения в Лаконии и Мессении, а затем и большую часть весь Пелопоннес.

Вся жизнь в Спарте была посвящена военному делу. Современное общество разделено на три социальные группы. Среди высших из них были спартанцы , полноправные граждане, которые не могли работать физически, и единственной целью их жизни была вооруженная борьба.

Предварительным условием для того, чтобы стать спартистом, было тридцатилетний возраст и полное завершение длительного обучения ( агоге ), которое они начали в возрасте семи лет. Это обучение было убийственным — помимо физических упражнений, избиений или даже пыток, будущих гоплитов морили голодом и заставляли добывать пищу самостоятельно (то есть воровать). Однако если их поймают с поличным, их ждет суровое наказание. Будущий спартанец не мог говорить без вопросов и должен был уважительно относиться ко всем старшим. Не всем удавалось пережить невзгоды такой жизни. Однако слабые ждали не понимания, а только презрения.

Всем гражданам Спарты была предоставлена ​​собственность на землю, которую обрабатывали для них илоты, как называли жителей завоеванных земель . Илоты были де-факто рабами, подчиненными своим хозяевам, хотя они могли иметь ограниченную собственность и исповедовать свою религию.

Периоды были третьей социальной группой , расположенной где-то между двумя ранее описанными сообществами. С одной стороны, у них была большая личная и экономическая свобода, но они не были полноправными гражданами и не жили в самой Спарте. Не исключено, что они были потомками ахейского народа, населявшего эти земли до нашествия дорийцев. Легендарный царь Ликург , который должен был жить в IX или VIII веке до нашей эры, считается основателем системы Спарты. Однако среди историков до сих пор ведутся споры о том, был ли он исторической фигурой.

Жизнь в военизированном обществе

Вся экономическая и социальная система Спарты была основана на силе ее армии . Спартанцы не работали физически, и они получали свой доход от рабского труда жителей завоеванных земель (илотов) и военных трофеев. Поскольку полноправных граждан (спарти) было гораздо меньше, чем рабов, они должны были вызывать страх и уметь эффективно бороться со вспышками восстаний. В классический период, чтобы предотвратить последнее, в обучение старших спартанских мальчиков был введен ритуал убийства, заключающийся в поиске наиболее способных илотов, теоретически могущих угрожать спартии в будущем, и их последующем устранении.

Воины Спарты, гоплиты, славились своей храбростью и беспощадностью. Они пошли в бой с убеждением, что вернуться из него можно только со щитом (как победители) или со щитом (погибнув в бою). Согласно народным поверьям, спартанцы никогда не сдавались, хотя есть и исключения из этого правила — примером может служить битва при Сфактериуме в 425 г. до н.э.

Спартанцы были настолько уверены, что в их столице не было оборонительных укреплений до конца 4 века до нашей эры . В то время другие города, в том числе Афины, были окружены кольцом массивных стен.

Конец власти и римские времена

После победы Спарты в Пелопоннесской войне во второй половине V века до нашей эры казалось, что время их гегемонии продлится много веков. Однако несколько десятилетий спустя их могущество пошатнулось, и проигранная битва при Левктрами ( 371 г. до н.э. , сражение с войсками Фив) оказала значительное влияние на этот процесс . Этот и последующие вооруженные конфликты унесли жизни стольких спартистов, что слишком немногие другие больше не могли поддерживать экономику, основанную на рабском труде. Вскоре наступила эпоха эллинизма, в которую Спарта вошла как тень своей былой власти.

Интересно, что анекдот, описывающий ответ спартанцев на письмо Филиппа II Македонского, восходит к начальному периоду становления македонской державы . Правитель должен был напугать гордых сынов Пелопоннеса тем, что если он только войдет в Спарту, то сотрет их родину с лица земли (в других версиях этой истории есть и другие угрозы). Они должны были ответить ему одним словом — если.

Этот пример часто приводится при переводе этимологии слова laconic, что означает сдержанный и относится к образу жизни жителей Лаконии. Однако стоит помнить, что если эта история правдива, то она происходит из того времени, когда у Спарты больше не было могущественной армии, и македонский правитель мог успешно ее сокрушить.

В начале 2 века до нашей эры в Спарте было всего несколько сотен жителей, и она была легко завоевана римлянами, легионам которых удалось эффективно сломать фалангу. Однако римский период был не так уж плох для города — правители империи ценили традиции Спарты и охотно финансировали новые строительные проекты. В византийские времена на месте бывшего полиса были построены базилики и жилые дома.

Современное время

На протяжении многих веков Спарта оставалась в тени. Рядом археологическая современный город был основан только в первой половине девятнадцатого века, и решение , принятое на его предположении указа 20 октября 1834 года король Греции Оттон I . Новая Спарта должна была стать важнейшим административным центром региона, и ее расположение явно напоминало о древнем наследии.

Дизайн нового города был разработан и реализован баварскими архитекторами. Последовательное предположение было создано с неоклассическими зданиями, хотя мы должны честно признать, что нам не нравится характерная планировка греческих городов, которая напоминает почти равномерно разрезанную сетку. К сожалению, для строительства нового города были использованы камни и мраморвзятые из памятников древнего акрополя, видимых на поверхности, в основном из театра.

Прогуливаясь по улицам современной Спарты, можно найти только один сувенир старины . На пересечении улиц Дихнекус и Термопилон, в небольшом парке, есть фрагменты стены из массивных камней, датируемой V веком до нашей эры. Руины называются гробницей Леонида (их можно найти на карте, войдя в Κενοτάφιο Λεωνίδα, координаты: 37.076721, 22.425444). Хотя прямых доказательств этому нет, традиционно считается, что тело легендарного полководца было перевезено из Фермопил и там покоилось.

Другая гипотеза, однако, предполагает, что руины принадлежали небольшому храму (вероятно, посвященному Аполлону) и являются последним следом греческой агоры, ранее существовавшей в этой области. В конце 19 века были захоронены остатки акрополя древней Спарты и начались раскопки. Первоначально ими руководили исследователи из Америки и Греции, а в начале следующего века археологические раскопки были переданы Британской школе в Афинах (BSA). Сегодня этот район по-прежнему вызывает интерес у археологов.

Спарта: посещение археологических раскопок

Прежде чем перейти к описанию немногочисленных сохранившихся памятников древней Спарты, необходимо подчеркнуть, что археологический памятник небольшой и не очень интересный. Фактически, почти ничего не сохранилось с начала города или золотого классического периода, а остатки, видимые сегодня, помнят в основном римские времена. К счастью, Спарта находится недалеко от Мистри (и было бы грехом ее пропустить), поэтому мы можем посетить оба места за одно посещение.

Осталось увидеть только то, что осталось от акрополя и его ближайших окрестностей. 30-45 минут достаточно, чтобы спокойно осмотреть эти немногочисленные сохранившиеся объекты . Мы можем уделить дополнительное время археологическому музею, расположенному в самом городе.

Мы можем начать наш тур по Спарте с современной статуи Леонида, изображающей стоящего героя, держащего щит и меч. Мы найдем памятник перед стадионом. Мы можем добраться до места археологических раскопок, пройдя по тропинке, окружающей стадион с запада. Пройдя мимо спортивного сооружения, мы войдем в оливковую рощу и через несколько шагов окажемся там.

Круглое здание, византийская церковь и римская стоа

Сразу после входа на раскопки мы сталкиваемся с руинами трех построек разных периодов. Самыми интересными из них являются остатки подпорной стены, принадлежащие так называемому круглое здание. Строение имело трехступенчатое основание и следовало естественному ходу окружающего холма. Стена вместе с холмом образовывала площадку, которая, вероятно, использовалась для различных общественных мероприятий (и на ней стояло несколько построек).

Истоки круглой конструкции могут восходить даже к архаическим временам ( VII или VI век до нашей эры ), но ее нынешний вид является результатом реконструкции и перестройки в середине I века до нашей эры. Не до конца известно, каково было назначение этого необычного сооружения, но некоторой подсказкой могут быть записи географа Павсания, который упомянул, что на пути, ведущем к агоре, было здание, используемое для организации собраний (так называемое Скиас).

На западном конце подпорной стены сохранились остатки византийской церкви, построенной в 10 веке . К сожалению, сохранилось так мало, что невозможно определить тип здания — поэтому мы не знаем, было ли оно построено в виде базилики или по плану греческого креста?

С восточной стороны «круглого здания» мы увидим стоящие римские руины (закрытые только сзади в виде колонного зала). Это здание было построено в первой половине II века — изначально оно было двухэтажным, примерно 187,6 м в длину и 14,5 м в ширину. Стоа была важным объектом в римской Спарте, так как находилась прямо на пути, ведущем к агоре и акрополю. Учитывая предполагаемые размеры здания и сохранившихся до наших дней стен, оно должно было вызывать восхищение у посетителей города в период его расцвета!

Римский театр

Театр, воздвигнутый на южном склоне акрополя, хотя по сравнению с аналогичными зданиями в Эпидавре или Аргосе сохранился немного, но является самым впечатляющим из сохранившихся памятников древней Спарты. Из сочинений античных авторов мы знаем, что в Спарте был театр как минимум с V века до нашей эры, а в классические времена он использовался в основном для организации религиозных мероприятий ( жители Спарты никогда не славились своей любовью к искусству).

Однако неизвестно, стояло ли это здание на том же месте, что и сегодняшний театр. Памятник, который виден сегодня, вероятно, был построен в конце эллинистической эпохи или в начале римского правления (около 30-20 до н.э. ), а в последующие века, благодаря средствам, полученным от римских знати, он несколько раз перестраивался. . Судя по описанию Павсания, мы знаем, что во II веке театр был еще в хорошем состоянии. Объект, вероятно, использовался до начала 4 века, после чего был заброшен. В византийский период на его развалинах строили дома, а в тридцатых годах девятнадцатого века многочисленные камни и мрамор из театра были украдены и использованы в качестве строительных материалов для строительства недавно основанной современной Спарты.

Полукруглый зрительный зал (кавеа) театра имел диаметр 141 м, имел почти 50 рядов сидений и вмещал до 17000 зрителей . Двухуровневая структура зданий напоминала другие пелопоннесские театры, в том числе театр в Эпидавре. На начальном этапе существования театра необычным оборудованием была деревянная передвижная сцена, которую с помощью специального механизма можно было перемещать и спрятать в здании с восточной стороны. Неясно, что побудило строителей принять такое решение — вероятно, театр также служил местом для общественных собраний или религиозных ритуалов, во время которых требовалось больше места.

В конце I века на средства, пожертвованные императором Веспасианом, была возведена постоянная двухэтажная мраморная сцена в римском стиле. С западной стороны памятника, на месте бывшего входа, сохранилась мраморная стена с выгравированными именами знати и уважаемых горожан Спарты.

Агора

Немного севернее вышеупомянутого круглого здания были обнаружены остатки большого сооружения в виде трибун, названного Агора . Это внушительное сооружение со стенами из массивных каменных блоков было построено примерно в IV-III веках до нашей эры и, вероятно, соответствовало естественному рельефу склона — у него было два этажа с южной стороны и один с северной стороны. Комплекс претерпел реконструкцию примерно во II веке до нашей эры и использовался, по крайней мере, до III века . В византийские времена на его территории возводили дома и другие постройки.

Византийская базилика св. Nikon

На акрополе сохранились остатки нескольких построек разных периодов. Первым из встреченных памятников (если идти с Агоры) будут остатки византийской базилики св. Никон (покровитель Спарты). Первоначально это был трехнефный храм в виде трехапсидной базилики. Не совсем известно, когда он был основан, но, вероятно, между 6 и 8 веками . Не исключено, что когда-то он имел статус собора.

Здание с двумя нишами

Чуть дальше мы увидим руины, которые называются домом с двумя нишами. В период своего расцвета это было монументальное сооружение размером 31 х 14,5 м , состоящее из большого центрального помещения и двух меньших по бокам. Боковые залы отличались нишами, от которых памятник и получил свое название. В византийское время объект подвергся реконструкции (в нем были созданы цистерны и склады) и использовался до второго византийского периода (867–1204 гг.) .

Святилище Афины Халкиойкос

Последние руины в северо-восточной части археологического памятника принадлежат святилищу Афины Халкиойкос , самому важному и крупнейшему культовому объекту на акрополе. Название Халкиойкос можно перевести как Бронзовый или Медный дом , что, вероятно, было связано с бронзовыми плитами, изображающими различные мифические сцены, украшавшие интерьер храма.

Культ Афины продолжался в Спарте примерно с 8 века до нашей эры до римских времен. В конце концов, святилище было заброшено примерно в 4 веке, и через некоторое время на его месте были построены жилые дома.

К сожалению, от первоначального комплекса почти ничего не сохранилось — лишь скромная каменная стена напоминает существовавший здесь храм. К счастью, археологи нашли множество примеров древних вотивных (и других) даров в этом районе, которые свидетельствуют о прежнем предназначении этого района. Одной из находок был мраморный торс с изображением спартанского солдата (теперь он называется статуя Леонида), который мы увидим сегодня в Археологическом музее Спарты (более подробную информацию об этом объекте можно найти в конце нашей статьи).

Святилище Афины сыграло важную роль в жизни Спарты. Храм был местом сбора спартанских гоплитов. Также были установлены многочисленные памятники, напоминающие о великих военных победах и успехах на спортивных соревнованиях.

Интересная история, увековеченная Фукидидом , также связана со строительством святилища . Один древний историк описал конец жизни Павсания, командующего спартанской армией , который после битвы при Платеях должен был быть обвинен эфорами (высшими спартанскими чиновниками) в заговоре с персами. Павсаний, желая избежать ареста, спрятался в святилище, где его заперли и оставили умирать. Судя по всему, незадолго до конца своей жизни он смог вытащить его из храма, предотвратив его осквернение.

Сразу за святилищем были обнаружены остатки небольшого стенда архаических времен.

Оборонительные стены римских времен

На месте археологических раскопок сохранилось несколько фрагментов оборонительной стены, относящейся к позднему римскому периоду. Укрепления окружали важнейшие постройки тогдашнего города, имели башни и ворота. При их строительстве использовались архитектурные элементы (в том числе колонны!), Взятые из существующих построек акрополя и агоры.

Точно неизвестно, когда было возведено кольцо укрепления, но его строительство должно было быть связано с вторжением Герулов (267 г.) или вестготских армий Аларика (396 г.) . До наших дней сохранилось несколько участков стены — один из них мы увидим прямо у театра.

Археологический музей Спарты

Независимо от места археологических раскопок, в самом центре города находится Археологический музей Спарты (греч. Αρχαιολογικό Μουσείο Σπάρτης) . Это заведение является одним из старейших греческих музеев, и его задача — представить предметы, найденные в Спарте и Лаконии.

Хотя музей не является одним из крупнейших (он занимает семь комнат исторического здания, построенного в 1874-76 годах ) и вмещает только фрагмент его коллекции, низкая цена входного билета побудит вас посетить , особенно если у нас есть время и мы просто рядом.

Самым известным памятником музея является скульптура спартанского солдата , известная как статуя Леонида . Кроме того, мы увидим, среди прочего: фрагменты украшений, найденных на руинах местных храмов, надгробия микенских времен и мозаики эллинистических и римских времен.